Самые известные работы архитектора Тадао Андо

Тадао Андо является архитектором-самоучкой, который всего добился в своей жизни сам. Первый строительный и архитекторский опыт появился еще в подростковом возрасте – он руководил строительством дополнительного этажа над домом его родной бабушки. С этого момента он начинает жадно поглощать знания о различных архитектурных направлениях. Кроме обыденно-практических знаний Тадао использовал учебники о зодчих и их творениях. В 24 года начал кругосветное путешествие, главной целью которого являлось практическое знакомство с архитектурными направлениями и их примерами.

Личный подчерк японского мастера принято характеризовать, как критический регионализм. Проекты Тадао Андо существуют в гармонии с природой и окружающим миром. Т. Андо всегда акцентирует внимание на диалоге сооружений с ландшафтом, прибегая к различным экспериментам со светом и пространством. Бетон и стекло являются излюбленными материалами архитектора, а простота форм и линий – неотъемлемыми составляющими его работ. Уникальность объектов Тадао, который достиг всего в своей профессии сам, вызывает уважение и заслуживает отдельного внимания. Мы не могли пройти мимо лауреата Притцерковской премии и его «архитектуры стен», поэтому представляем вам 10 лучших работ Тадао Андо, вошедших в учебники по строительному искусству.

 

  1. Дом Азумы: бетон, стекло и свет…

Свой творческий путь Тадао Андо начал в своем родном городе – Осаке. С первого взгляда создается впечатление, что перед вами стоит глухая темная коробка без окон, внутри которой горит приглушенный свет. Действительно, на фасаде здания нет ни одного окна, но на само деле света в доме Азумы (второе название Роу-хаус) предостаточно. Здание состоит из двух блоков, между которыми свободное пространство заполнено светом. Каждый блок состоит из 2 этажей с отдельными крышами и панорамными французскими окнами. На уровне второго этажа блоки соединены бетонным мостиком. Роу-хаус сочетает в себе простоту форм и ту самую игру со светом, которая характерна для большинства проектов Тадао Андо.

Тадао Андо Дом Азумы 1

Тадао Андо Дом Азумы 2

Тадао Андо Дом Азумы 3

Тадао Андо Дом Азумы 4

Тадао Андо Дом Азумы 5

  1. Церковь Света – философия интеллектуального и духовного

Еще один интересный проект, который был реализован в 1989 году в небольшом городке Ибарра, Япония. Свое вдохновение автор подчерпнул в соборе Святой Марии. Его проектированием занимался Кэндо Танге – учитель Тадао Андо. В церкви Света можно увидеть все тот же бетон, простоту геометрических форм и архитектурного языка. Основной свет проникает в протестантский храм сквозь проем в виде креста, расположенный на восточной стене Святости. Армированный бетон создает необходимую атмосферу спокойствия и отстраненности от обыденной суеты, а яркий утренний свет – психологическое ощущение теплоты и радости. Этот контраст, по мнению автора, дает возможность наладить диалог между человеком и его внутренним духовным миром.

Тадао Андо Церковь Света 5

Тадао Андо Церковь Света 1

Тадао Андо Церковь Света 2

Тадао Андо Церковь Света 3

Тадао Андо Церковь Света 4

  1. Исследовательский центр Benetton – мост между историей и будущим

В XVII веке на итальянской земле в городе Тревизо была построена вилла семьи Бенеттон, а уже в 1990 году на этом месте появилась штаб-квартира центра творческих исследований Fábrica. Работа Тадао Андо заключалась не только в реконструкции памятника архитектуры, а и в создании его современного обличия. По этой причине он максимально сохранил дух барокко, который органично сочетался с окружающим его природным ландшафтом, разместив основные помещения центра ниже уровня земли. Необходимо отметить мастерство архитектора в работе света, ведь все офисные помещения, мастерские, библиотека и лестницы наполнены солнцем Италии. Т. Андо использовал некоторые черты архитектурного стиля Палладио, чтобы сгладить переход между «Историей» и «Будущим», объединив оба понятия в единую композицию.

Тадао Андо Исследовательский центр Benetton 1

Тадао Андо Исследовательский центр Benetton 2

Тадао Андо Исследовательский центр Benetton 3

Тадао Андо Исследовательский центр Benetton 4

  1. Музей Chichu в острове Наосима

Музей искусств Титю расположен на японском острове Наосима, но глядя на постройку с высоты птичьего полета создается впечатление, что оно интегрировано в сам остров и является его неотъемлемой составляющей. Тандо не хотел нарушать природную среду рыбацкого острова, поэтому решил ее сохранить, спрятав большую часть здания под землю. Главной концепцией проекта Тадао Андо является пропаганда живописности Внутреннего Японского Моря. Помимо трех блоков, посвященных работам известных художников, в здании музея расположено кафе, несколько магазинов и сад, насчитывающий более 200 видов различных растений.

Тадао Андо Музей Chichu 1

Тадао Андо Музей Chichu 2

Тадао Андо Музей Chichu 3

Тадао Андо Музей Chichu 4

Тадао Андо Музей Chichu 5

  1. Храм Хомпукудзи – святое место под водой

Его часто называют храмом Воды, так как основной зал культового сооружения расположен под большим бассейном. В летнее время года (с июля по сентябрь) можно увидеть, как одновременно цветут 250 лотосов, украшающих бетонную монументальность Т. Андо. Перед входом в храм расположены 2 бетонные стены, которые символизируют разделение мира обыденного и мира религиозного. Вход в здание представляет собой длинную лестницу, опускающуюся вглубь озера. Человек, приходящий в это место, должен ощущать чувство погружения внутрь себя самого. Ближе к вечеру алтарь озарен лучами солнца.

Тадао Андо Храм Хомпукудзи 1

Тадао Андо Храм Хомпукудзи 2

Тадао Андо Храм Хомпукудзи 3

Тадао Андо Храм Хомпукудзи 4

Тадао Андо Храм Хомпукудзи 5

Тадао Андо Храм Хомпукудзи 6

  1. Кубический дом 4 × 4 на берегу моря

Проект Тадао Андо был начат в 2001 году и завершён в 2003-м. Сооружение состоит из двух кубов, площадью 4 на 4 метра. Примечательно, что верхний уровень смещен на метр от центральной оси, что не только изменят фасад конструкции, а и позволяет поместить лестницу, соединяющую оба этажа. Среди всех материалов превалирует бетон, несмотря на большие панорамные окна на обоих уровнях дома. Мебель и полы выполнены из дерева. Сочетание дерева и необработанного бетона создает одновременно чувство комфорта и противоречия. После завершения строительства другой клиент попросил Андо построить на соседнем участке нечто подобное. Сегодня у дома 4 × 4 есть близнец.

Тадао Андо Кубический дом 4×4 1

Тадао Андо Кубический дом 4×4 2

Тадао Андо Кубический дом 4×4 3

Тадао Андо Кубический дом 4×4 4

  1. Дом-мастерская Косино – ансамблевость форм и природы

Реализация данного объекта заняла у архитектора 5 лет и была окончательно завершена в 1984 году. Это связано с тем, что в 1983 году автору выпала возможность создать пристройку рядом с основным корпусом. Полукруглая пристройка – это мастерская. Она дополняет общий ансамбль, но выделяется на фоне прямоугольных блоков. Дом расположен на холмистом ландшафте, плавно входя в него своей бетонной угловатостью. Через большие окна свет проникает в каждый уголок здания, но не наполняет его полностью, а лишь подчеркивает пространство интерьера. В большей части дома расположена гостиная, кухня и главная спальня, в меньшей – шесть комнат разного назначения  и ванная. Два блока соединяются между собой подземным проходом.

Тадао Андо Дом-мастерская Косино 1

Тадао Андо Дом-мастерская Косино 2

Тадао Андо Дом-мастерская Косино 3

Тадао Андо Дом-мастерская Косино 4

  1. Modern Art Museum: исторические ценности в «спокойном величии»

Бетон, стекло, вода и свет – базовые компоненты, которые применил архитектор, работая над созданием данного объекта. Но чем же музей отличается от других работ Тадао Андо? Комбинацией этих элементов. Будучи в свое время профессиональным боксером, Тадао научился не сдаваться и не повторяться. Он уменьшил количество бетона и продолжил игру света и воды. Отличительные черты музея современного искусства в Форт-Уэрте, США, это большие стеклянные панели, используемые вместо стен в пяти павильонах здания. Сооружение окружено прудом, поэтому днем на бетонных потолках можно увидеть игру зайчиков и бликов, создающих атмосферу движения.

 Тадао Андо Modern Art Museum 1

Тадао Андо Modern Art Museum 2

Тадао Андо Modern Art Museum 3

Тадао Андо Modern Art Museum 4

Тадао Андо Modern Art Museum 5

Тадао Андо Modern Art Museum 6

  1. Дом бизнесмена и мецената Пьера Пренжье на Шри-Ланке

Бетонная монолитная вилла. Само словосочетание ассоциируется с чем-то тяжеловесным и грубым, но никак не с отдыхом и расслаблением. Не зря Тадао называют одним из величайших зодчих современности, потому что только ему под силу заставить бетон «звучать» лирично. Здание состоит из трех отдельных крыльев, которые объединятся открытым внутренним двориком. Большие окна направлены в сторону моря и зеленых берегов острова. Когда человек находится внутри дома, он воспринимает его совсем по-другому, забывая про непримечательную серость здания и думая про красоту и силу природы.

Тадао Андо Дом Пьера Пренжье 1

Тадао Андо Дом Пьера Пренжье 2

Тадао Андо Дом Пьера Пренжье 3

Тадао Андо Дом Пьера Пренжье 4

Тадао Андо Дом Пьера Пренжье 5

  1. «Пунта делла Догана» – центр современного искусства в Венеции

С 2010 года коллекция проектов Тадао Андо пополнилась ещё одной работой. Главное ее отличие – ландшафт. В большинстве случаев архитектору приходилось работать с бетоном в условиях зелени и холмов, но выполнить реконструкцию сооружения, расположенного в городе на воде, Андо согласился сразу. До этого времени здание бывшего комплекса морской таможни пустовало 30 лет и получило шанс на вторую жизнь с подачи французского миллиардера Франсуа Пино. Чтобы укрепить Пунта делла Догана архитектор снес кирпичные перегородки и заменил бетонными блоками. Фасад постройки и исторические кирпичные стены были отреставрированы в соответствии с оригиналом.

Тадао Андо Пунта делла Догана 1

Тадао Андо Пунта делла Догана 2

Тадао Андо Пунта делла Догана 3

Тадао Андо Пунта делла Догана 4

Тадао Андо Пунта делла Догана 5

Тадао Андо Пунта делла Догана 6

Чтобы избежать повторений, Тадао Андо борется с собой при реализации каждого нового проекта. Применяя стандартные для его почерка материалы, зодчий переосмысливает их значение в контексте национально-культурных традиций региона. Японский мастер использует пространство в качестве основного материала и поля для выражения мыли. Именно поэтому для него Архитектура – «это слово, сказанное пространством. Бетонная стена говорит со зрителем. И это весомое слово.»

Тадао Андо