Патрисия Уркиола — женщина-вулкан в мире дизайна

Испания в разные периоды истории подарила миру известнейших архитекторов и дизайнеров, таких как Антонио Гауди, Сантьяго Калатрава, Рикардо Бофилл и Рафаэль Монео. Эти имена запечатлены в мировых учебниках по промышленному дизайну и архитектуре, но сегодня нам хотелось бы поговорить не о них. В данной статье речь пойдет о жемчужине поликультурного дизайна, форматоре современного понятия «красота» – прекрасной Патрисии Уркиоле.

Патрисия родилась в 1961 году в семье промышленного инженера, а в 1989 году окончила Миланский политехнический институт. Она была ученицей великого итальянского мастера Вико Маджистретти, а свою диссертацию защищала у небезызвестного Акилле Кастильоне. Эти люди научили П. Уркиолу, что форма и функциональность хоть не являются единственными составляющими успешного проекта, должны поседеть важное место в мыслях автора: «Начать с нуля. Придерживаться здравого смысла. Знайте свои цели и средства» – говорил когда-то своей ученице Катильоне.

В течение двух лет с 1990 по 1992 годы Патрисия Уркиола занималась преподавательской деятельностью в том же Миланском институте и в Национальной школе промдизайна в Париже. Последующие три года она посвятила работе в дизайнерской группе, которую возглавлял ее любимый учитель А. Кастильоне. В это время были реализованы первые замыслы и проекты Патрисии Уркиолы.

После работы в дизайнерской группе Лиссони Ассоциати и сотрудничества с мебельной компанией Moroso, в 2001 году испанка смогла открыть собственную студию дизайна. В это же время на выставке Итальянский дизайн 2001 появились первые авторские работы Патрисии Уркиолы. С этого момента началось бурное развитие творческой карьеры, за что она была прозвана «ураганом» некоторыми журналистами и критиками. В последующие годы дизайнер получила множество премий, одними из которых являются награды A&W Designer of the Year и Design Prize Cologne. 

«Женщины добавляют в дизайн

больше здравого смысла»

Сеть гостиниц Mandarin Oriental Hotel известна по всему миру. В 2010 году в центре Барселоны Патрисия оформила дизайн одного из этих отелей, расположенного напротив дома Бальо – творческого наследия великого Антонио Гауди. Данный проект Патрисии Уркиолы занял у нее 3 года, но полностью оправдал затраченное время – отель считается одним из самых лучших в городе.

Также стоит отметить, что на территории в 17 тысяч квадратных метров все продумано до мелочей, а современный стильный интерьер органично сочетается с дальневосточными мотивами. В номерах и залах можно встретить авторскую мебель Уркиолы, которую она разработала для именитых мебельных компаний. При работе над оформлением гостиницы главной задачей для дизайнера было «… заслужить доверие. Я всегда думала, что это невозможно, но это случилось, и мне этого достаточно».

Патрисия Уркиола Mandarin Oriental Hotel

Патрисия Уркиола Mandarin Oriental Hotel 3

Патрисия Уркиола Mandarin Oriental Hotel 4

«Быть женщиной — часть моего образа мышления.

Я не должна никому ничего доказывать».

Характерной особенностью дизайнерского стиля П. Уркиолы является попытка наладить прямое общение между предметом дизайна и потребителем. Это выражается в форме объекта, его функциональности, цвете и настроении, которое он передает. Все работы Патрисии Уркиолы отличаются практичностью и удобством, наверное, поэтому они пользуются большой популярностью среди критиков и рядовых пользователей со всего мира. Для неё стул – это не элемент декора, а предмет мебели, на котором кто-то будет сидеть.

Знаменитое кресло Fjord, которое она спроектировала для мебельной компании Moroso, отличается своей ассиметричностью. Патрисия хотела, чтобы человек ощущал гармонию и расслабление, когда он будет опираться на боковую спинку.

Патрисия Уркиола кресло Fjord 1

Патрисия Уркиола кресло Fjord 2

Патрисия Уркиола кресло Fjord 3

«В любом интерьере должна быть независимость

от человеческого тела»

Патрисия всегда экспериментирует с мебелью, пытаясь создать не просто комфортные стулья и диваны, а самодостаточные компоненты интерьера. Достаточно взглянуть на её коллекции мебели, которые был разработаны для мебельной компании GAN. Органичные, удобные, универсальные – вот как можно описать пуфики, ковры и кресла из разных серий. Проекты Патрисии Уркиолы независимы от человека, как валуны, которые поросли мхом, как деревья, поваленные ветром.

Патрисия Уркиола коллекции мебели GAN 1

Патрисия Уркиола коллекции мебели GAN 2

Патрисия Уркиола коллекции мебели GAN 3

Патрисия Уркиола коллекции мебели GAN 5

Патрисия Уркиола коллекции мебели GAN 4

Для испанского дизайнера долгое время оставалось загадкой, как сделать стул с высокой спинкой комфортным не только для сидения, но и для восприятия. В ее понимании данный предмет мебели «такой буржуазный, такой роскошный», что его сложно воспринимать как объект для ежедневной эксплуатации. Решение было найдено при работе над дизайном обеденного стула Lazy. Металлический стул с плавными изгибами может использоваться для оформления классического или модернового интерьера, главное – выбрать цвет обивки.

Патрисия Уркиола стул Lazy 1

Патрисия Уркиола стул Lazy 2

Патрисия Уркиола стул Lazy 3

«Я люблю прозрачность.

Поверхность, через которую можно смотреть, но не стекло»

Работы Патрисии Уркиолы во многом характеризуются своей открытой структурой и даже некой ажурностью. Мебель для сада, которая применяется для отдыха на открытом воздухе, по мнению дизайнера, должна сама по себе быть легкой, продуваемой, свежей, предметы должны вызывать желание соединиться с ними.

Мебель под брендом Patricia Urquiola пользуется спросом не только среди потребителей, но и среди владельцев гостиниц, ресторанов. Ее работы отлично подходят для открытых садов, просторных залов, больших квартир. Они сохраняют чувство простора за счет ажурности и переплетений.

Патрисия Уркиола садовая мебель 1

Патрисия Уркиола садовая мебель 2

Патрисия Уркиола садовая мебель 3

Патрисия Уркиола садовая мебель 4

Патрисия Уркиола садовая мебель 5

«Я не знаю, что они имеют в виду,

когда говорят, что я вулкан»

Подобное высказывание как нельзя лучше характеризует метод работы Патрисии Уркиолы. Она пробилась на олимп дизайнерского искусства исключительно благодаря упорству, настойчивости и силе воле. По характеру Патрисия боец и привыкла добиваться поставленной цели, даже если все идет не по плану.

Из-за того, что ее проекты выглядят легкими и нежными, создается ложное впечатление о процессе их создания. Кажется, что они появились в голове дизайнера также легко и непринужденно. Однако это совсем не так. Сначала идея возникает в воображении, затем она переносится на лист бумаги и при помощи обычного карандаша обретает первые очертания. П. Уркиоле приходится сталкиваться с различными проблемами: ограниченные свойства материалов, сложности с организацией производства, функциональные недостатки, эстетические несовершенства и пр. Только после решение всех этих проблем, которые ложатся на плечи женщины, материалы преображаются и превращаются в произведение искусства.

Поразительно, что дизайнеры, которые гонятся за популярностью и стремятся удивлять публику, остаются без должного внимания. Патрисия никогда не ставила перед собой задачу «удивлять зрителей». Она создает мебель для людей, комфортную, удобную, интересную, но не для того, чтобы завоевать внимание публики, а для того, чтобы угодить их потребностям. Благодаря таланту, терпению, трудолюбию и силе, проекты Патрисии Уркиолы неизбежно становятся шедеврами.

Патрисия Уркиола садовая мебель MAIA 1

Патрисия Уркиола садовая мебель MAIA 2

Патрисия Уркиола садовая мебель MAIA 3

Патрисия Уркиола садовая мебель MAIA 4

«Я не рисую просто лампу или стул, а сразу представляю контекст,

в котором окажется этот предмет»

Помимо особого дизайнерского видения, Патрисия отличается невероятным трудолюбием. Если она работает над созданием проекта, то все свое время и силы посвящаются ему. Она погружается с головой в процесс создания, что, по мнению дизайнера, является самым интересным в ее профессии. Будет уместно вспомнить об одной истории, которая приключилась с девушкой, во время сотрудничества с итальянской компанией Budri.

Однажды Патрисия пришла на завод по производству мраморных плит, которые использовались при создании предметов интерьера. Она нашла для себя привлекательными бракованные плиты, на которых были трещины, сколы и прочие дефекты. Сложно представить себе плиты с идентичными повреждениями, к тому же подобная идея позволяла наладить безотходное производство. Дизайнер сообщила о своих планах владельцу предприятия, а на следующий день случилось землетрясение, вследствие которого у Патрисии появилось огромное количество материала. Так на свет появилась известная коллекция «5.9 earthquake on the Richter scale» – «Землетрясение 5,9 по шкале Рихтера».

Патрисия Уркиола коллекция 5.9 earthquake on the Richter scale 1

Патрисия Уркиола коллекция 5.9 earthquake on the Richter scale 2

Патрисия Уркиола коллекция 5.9 earthquake on the Richter scale 3

Патрисия Уркиола коллекция 5.9 earthquake on the Richter scale 4

«Быть дизайнером — значит, использовать свои творческие способности

для создания диалога с промышленностью»

Работы Патрисии Уркиолы отличаются разнообразием. Она не склонна к повторениям. Когда-то дизайнер пошутила, что «если левая часть кресла напоминает правую, жизнь останавливается». Женщина много путешествует, но самое главное, черпает опыт и традиции различных культур, совершенствуя свое мастерство.

Патрисия не ставит перед собой конечных целей, так как в ее профессии невозможно дойти до конца, познать истину или взобраться на вершину. Самое интересное и важное в работе дизайнера – это путь, которым идет творец, и решения, принимаемые для разрешения проблем. Сегодня она воспринимает дизайн, как хобби, считая, что главным делом является сама жизнь. Чем будет заниматься в будущем, Уркиола не знает. Может будет плести макраме, может создаст еще несколько предметов дизайна, а может посвятит себя архитектуре. Вне зависимости от того, чем будет заниматься женщина-вулкан, можно с уверенностью сказать, что это будет очередным шедевром, сочетающим в себе функцию, форму и настроение.

Патрисия Уркиола

Мы в соцсетях:
Facebook
Facebook
INSTAGRAM
Twitter