Арата Исодзаки: 12 самых ярких проектов

Арта Исодзаки является учеником Кензо Танге – великого архитектора и градостроителя Японии XX века. Сегодня А. Исодзаки по праву считают одним из ведущих архитекторов Страны восходящего солнца, основоположником современной японской архитектуры. В разные периоды своей творческой биографии он экспериментировал с функционализмом, постмодернизмом, метаболизмом (принцип индивидуального развития живого организма), маньеризмом и другими направлениями архитектуры.

Это дало возможность создать свой личный стиль с ярко выраженной экспрессией. Его умение сочетать национальные архитектурные традиции с западноевропейскими течениями заслуживает уважения и отдельного внимания со стороны поклонников. Именно поэтому в сегодняшней статье мы познакомим вас с дюжиной самых запоминающихся проектами Арата Исодзаки – великого мастера Японии.

Art Tower Mito – «змейка» из 80-х

Данный комплекс появился в японском городе Мито (префектура Ибараки) в 1990 году. Его площадь составляет 22 432 кв.м., где помимо галереи, концертного зала и театра на 636 мест, разместилась башня, очень напоминающая по своей форме игрушечную змейку. И это вовсе не удивительно, так как в основе идеи лежали спирали Бурдейка – Кокстера, состоящие из цепочки правильных тетраэдров. «Башня искусств» привлекает внимание жителей и гостей города, поэтому комплекс пользуется большой популярностью: здесь проходят выступления духовых оркестров, театральных коллективов со всей страны, проводятся выставки современных скульпторов и художников.

Арата Исодзаки Art Tower Mito 1

Арата Исодзаки Art Tower Mito 2

Арата Исодзаки Art Tower Mito 3

Арата Исодзаки Art Tower Mito 4

Арата Исодзаки Art Tower Mito 5

Спортивная арена Палау Сант Жорджи для Летних Олимпийских игр 1992 года

Среди прочих работ Арата Исодзаки стоит отметить многопрофильную арену в городе Барселона, Испания. Этот проект уникален своей пластичностью, позволяющей использовать площадь здания для проведения различных мероприятий: концертов, матчей по баскетболу, соревнований по легкой атлетики. Продуманная схема зрительских трибун, системы проходов и лифтов позволяют размещать до 18000 человек с минимальным количеством очередей. Строительство объекта началось с крыши, которая была поднята в воздух гидравлическими кранами. Такой «строительный лайфхак» дал возможность отказаться от возведения несущих опор, которые создавали бы помехи для зрителей. Акустические параметры зала также могут изменяться в зависимости от характеристик проводимого мероприятия.

Арата Исодзаки Спортивная арена Палау Сант Жорджи 1

Арата Исодзаки Спортивная арена Палау Сант Жорджи 2

Арата Исодзаки Спортивная арена Палау Сант Жорджи 4

Арата Исодзаки Спортивная арена Палау Сант Жорджи 3

Арата Исодзаки Спортивная арена Палау Сант Жорджи 5

Муниципальный художественный музей Китакюсю

Шестнадцатью годами ранее, в 1974 году в Японии был реализован еще один проект Арата Исодзаки – художественный музей в городе Китакюсю. Здание музея расположено на холме, с которого открывается наилучший вид на город. Смотровая площадка центрального фасада напоминает бинокль, что весьма символично с учетом особенностей расположения строения. Вокруг архитектурных объектов распложен большой парк «Биджутсу но Мори Коен», представляющий собой открытый ландшафт с множеством скульптурных экспозиций и выставочных площадок. Площадь музея составляет 10664 кв.м.

Арата Исодзаки Муниципальный художественный музей Китакюсю 1

Арата Исодзаки Муниципальный художественный музей Китакюсю 2

Арата Исодзаки Муниципальный художественный музей Китакюсю 3

Арата Исодзаки Муниципальный художественный музей Китакюсю 4

Арата Исодзаки Муниципальный художественный музей Китакюсю 5

Арата Исодзаки Муниципальный художественный музей Китакюсю 6

Nara Centennial Hall или «Столетний зал Нара»

В 1999 году в рамках столетия муниципалитета Нара (Япония) было возведено модернистский шедевр архитектуры – Nara Centennial Hall. Как известно, работы Арата Исодзаки отличаются своей пластичностью и разноплановостью, что выражается не только в уникальности исполнения, но и во внутреннем оформлении. Многофункциональный комплекс включает в себя большой зал на 1476 мест, малый зал на 434 места и отдельную аудиторию, где может разместиться до 100 человек. Последнее помещение используется для проведения различных выставок. В контексте архитектуры сооружение интересно тем, что является первой постройкой такого типа, где сборные железобетонные панели применялись для возведения стен и крыши одновременно.

Арата Исодзаки Nara Centennial Hall 1

Арата Исодзаки Nara Centennial Hall 2

Арата Исодзаки Nara Centennial Hall 3

Арата Исодзаки Nara Centennial Hall 4

Арата Исодзаки Nara Centennial Hall 5

Арата Исодзаки Nara Centennial Hall 6

Супермобильный концертный зал ArkNova

После сильнейшего цунами в Японии в 2011 году появилась идея создания зала для проведения музыкального фестиваля «Lucerne Ark Nova» и других культурных мероприятий на территориях, разрушенных от стихийного бедствия. Эта идея была воплощена в жизнь в 2013 году с участием Арата Исодзаки и британско-индийского скульптора Аниша Капура. С воздуха первый в мире надувной зал напоминает человеческий живот, что связано с наличием встроенной опорной стойки, смещенной под углом в 45 °. Концертный зал отличается своей мобильностью, так как на его монтаж/демонтаж тратится до 3-х часов, а благодаря своей необычной форме, надувное помещение отличается высокими акустическими характеристиками.

Арата Исодзаки концертный зал ArkNova 1

Арата Исодзаки концертный зал ArkNova 2

Арата Исодзаки концертный зал ArkNova 3

Арата Исодзаки концертный зал ArkNova 4

Арата Исодзаки концертный зал ArkNova 5

Музей Хунань – баланс традиций и современных технологий

С 2012 по 2017 года Китайская центральная академия изящных искусств в содружестве с А. Исодзаки выполнила реконструкцию «Hunan Museum». Проект нового выставочного здания музея Хунань был вдохновлен озером «Диншен Дунтин», которое является символом баланса простоты и торжественности.  Отталкиваясь от уже существующего здания музея, архитектор полностью обновил общий облик постройки и расширил ее функциональные возможности. В этом проекте Арата Исодзаки подчеркивает симметрию и единство композиции. Интегрируя культуру Хунань, традиционную и современную культуру Китая, дизайн вызывает ощущение идеального сочетания «старого» и «нового».

Арата Исодзаки Музей Хунань 1

Арата Исодзаки Музей Хунань 2

Museo Domus – «Дом человека» на берегу Эгейского моря

Научный музей «Domus» был спроектирован А. Исодзаки в 1993 году и возведен уже в 1995-ом на берегу города Ла-Корунья в Испании. Экстерьер интерактивного музея  «Дом человека» похож на огромную морскую волну или на парус, развиваемый ветром. При создании переднего фасада центрального корпуса было использовано 6600 пластин, покрытых сланцем. Стены заднего фасада и лестницы построены из гранита, что не выбивает постройку из общей композиции городского пейзажа.

Арата Исодзаки Museo Domus 1

Арата Исодзаки Museo Domus 2

Арата Исодзаки Museo Domus 3

Арата Исодзаки Museo Domus 5

Арата Исодзаки Museo Domus 6

Музей Наги и его космологическая символика

Параллельно с музеем «Domus» с 1992 по 1994 года возводился авангардный музей современного искусства Наги, расположенный в префектуре Окаяма, Япония. Музейный комплекс посвящен трем художникам, поэтому архитектор разделил здание на павильоны, различные по своим геометрическим очертаниям. Они являются символами «луны», «земли» и «солнца», гармонично сочетаясь с окружающим природным ландшафтом.

Арата Исодзаки Музей Наги 1

Арата Исодзаки Музей Наги 2

Арата Исодзаки Музей Наги 3

Арата Исодзаки Музей Наги 4

Арата Исодзаки Музей Наги 5

Арата Исодзаки Музей Наги 6

Музей современного искусства Gunma – один из первых проектов автора

Работы Арата Исодзаки, выполненные в начале его творческого пути, наполнены условностью и чертами «маньеризма», о котором шла речь в начале статьи. Доказательством этого является «Музей современного искусства» (1971-1974 г.г.) в японском городе Гунма. Здание разбито на симметричные блоки кубической формы. Со стороны улицы все блоки состоят из алюминиево-стеклянных панелей.

Арата Исодзаки Музей Gunma 1

Арата Исодзаки Музей Gunma 2

Арата Исодзаки Музей Gunma 3

Арата Исодзаки Музей Gunma 4

Арата Исодзаки Музей Gunma 5

Арата Исодзаки Музей Gunma 6

Музей искусств CAFA или «Синий кит» Пекина

Внешний облик здания действительно напоминает какое-то морское животное. Помимо округлых очертаний и сглаженных углов фасада, эффект органичности усиливает облицовка сооружения, выполненная из сине-серого натурального камня и панелей из сланца. Здесь расположены галереи для постоянных экспозиций и сезонных выставок, художественные мастерские, конференц-залы и даже книжный магазин. Все залы и аудитории наполнены светом. Они плавно переходят друг в друга, что символизирует единство прошлого и современного, синкретичность искусства в целом.

Арата Исодзаки Музей САФА 1

Арата Исодзаки Музей САФА 2

Арата Исодзаки Музей САФА 3

Арата Исодзаки Музей САФА 4

Арата Исодзаки Музей САФА 5

Арата Исодзаки Музей САФА 6

Офисное здание Team Disney Orlando – оживший мультфильм

Первое, что привлекает в этом проекте Арта Исодзаки, это геометрическая и цветовая «мешанина», выраженная в стилистике всей композиции. Зеркальные панели на окнах, отражающие солнечный цвет, добавляют зданию кукольности и в некоторой степени «мультяшности», что полностью соответствует идеи офиса. Козырек над центральным входом выполнен в виде популярных ушек Mickey Mouse.

Арата Исодзаки Team Disney 1

Арата Исодзаки Team Disney 2

Арата Исодзаки Team Disney 3

Арата Исодзаки Team Disney 4

Арата Исодзаки Team Disney 5

Арата Исодзаки Team Disney 6

Его величество «Национальный конференц-центр»

А. Исодзаки спроектировал и построил в городе Доха (Катар) самый крупный конференц-центр на Ближнем Востоке. Qatar National Convention Centre (QNCC) идеально подходит для проведения различных выставок, встреч и крупных мероприятий. Он оборудован многофункциональным залом на 4000 персоны, театром, способным вместить до 2300 человек. Также на территории центра расположены 15 лаунж-зон, пресс-центр, 52 переговорных комнаты, 3 аудитории и 9 выставочных залов. Экстерьер здания украшают гигантские ветви священного исламского дерева Сидрат аль-мунтаха. Они проникают вовнутрь здания и, помимо эстетической функции, играют роль опоры для крыши навеса. Высокий уровень экологичности проекта подтвержден соблюдением золотых стандартов сертификации LEED при возведении сооружения.

Арата Исодзаки конференц-центр 1

Арата Исодзаки конференц-центр 2

Арата Исодзаки конференц-центр 3

Арата Исодзаки конференц-центр 4

Арата Исодзаки конференц-центр 5

Арата Исодзаки конференц-центр 6

Арата Исодзаки конференц-центр 7

А. Исодзаки на высоком профессиональном уровне комбинирует и совмещает традиционные азиатские технологии с архитектурными приемами и стилями Запада. В каждом проекте он ищет глубокую философскую мысль, выражает и развивает ее при помощи металла, бетона и стекла – излюбленных материалов мастера. Зодчий с мировым именем всегда стремится к созданию многофункциональных сооружений, оснащенных современными экологичными технологиями и помещениями со свободной планировкой. Подтверждением этого являются все работы Арта Исодзаки, не перестающие удивлять своей амбициозностью и уникальностью.

Арата Исодзаки

Мы в соцсетях:
Facebook
Facebook
INSTAGRAM
Twitter