Антонио Гауди проекты

Гениальный испанский архитектор Анто́ни Пла́сид Гильéм Гауди́-и-Корне́т родился в городе Реус (муниципалитет в автономном сообществе Каталония) 25 июня 1852 года. В этот день на свет появился будущий архитектор, имя которого войдет в историю. Ему предстоит освоить множество стилей перед тем, как он представит миру свое личное видение слова «архитектура». Вдохновляясь формами живой природы Испании и воплощая в жизнь свои проекты, Антони Гауди станет самым ярким представителем органической архитектуры, совмещающим в своих работах причудливые геометрические формы с роскошью и богатством. Но все по порядку.
Большая часть сооружений, созданных великим зодчим, располагаются в Испании. Он, как никто другой в мире, изменил облик Барселоны и оставил огромный след в культуре своей страны. Его стиль легко узнать по присутствию «частички естества» в виде облака, ракушки, солнца или морских волн. Фантазии Гауди заводили его в самые сказочные уголки воображения, а благодаря математическому складу ума, архитектор реализовывал мечты в своих зданиях. А. Гауди презрительно относился к правильным геометрическим формам, а прямые стены выбивали его из психического равновесия. Он избегал прямых линий и круглых замкнутых пространств в жизни и в своих творениях. Работая над созданием очередного объекта, зодчий не использовал подробные чертежи, создавая лишь наброски в импрессионистском стиле. Остальные вычисления он проводил в голове, рассчитывая все параметры до невероятной точности каждой детали. Именно поэтому после того, как ученые и историки принялись за изучение его биографии, они не нашли практически ни одного технического документа, связанного с его работами. И не удивительно, ведь он не делал записей, а если и наносил что-нибудь на лист бумаги, то это трудно было назвать чертежом.

Начало великого пути

Появившись на свет в семье потомственных котельщиков, Гауди имел удовольствие с малых лет наблюдать за созданием материального в пространстве. Он помогал отцу в мастерской и, тем самым, неосознанно, но уверенно учился работать с различными материалами, познавая их структуру и свойства. А благодаря тому, что их домик находился за чертами города, маленький Антонио рос в гармонии с окружающим его сельским ландшафтом. Из-за своей болезненности Гауди имел не много друзей, что давало ему повод часто оставаться наедине с собой.
С 1868 г. их семья переезжает в Барселону. Здесь с 1873 г. по 1878 г. художник-строитель получает свое образование в Высшей технической школе архитектуры. В этом городе Гауди познакомился с Э. Пунти, в мастерской которого молодой архитектор постигал азы столярного дела, ковки стали и других ремесел.
В это время он знакомится с человеком по имени Франциско Вильяр. У него юный Гауди работал чертежником до 1882 года, параллельно участвуя в различных конкурсах и создавая массу своих проектов. Антонио практиковался в «архитектуре» своей домашней мебели – создавал эскизы и сам реализовывал их в жизнь. Это позволило тридцатилетнему зодчему развить воображение и сделать первые шаги по переносу фантазий в реальный мир.

Единомышленники А. Гауди

В Европе Антонио Гауди нашел своих однодумцев — людей, мысли которых стали для зодчего путеводителем и ориентиром в огромном мире архитектурной стилистики. Ими являются яркие представители неоготического стиля – француз Виолпе-ле-Дюка и англичанин Джон Рескин. В Испании множественная архитектура того времени сочетала готику с веяниями восточных нот, что завораживало А. Гауди.

Начало карьерной дороги

Находившись долгое время на службе у других градостроителей и выполняя мелкую работу, архитектор ждал того часа, когда ему разрешат создать творение более масштабное, чем мебель, декор витрин и тому подобное. Такая возможность предстала перед Гауди в 1877 году. Ему выпал шанс создать фонтан на центральной площади Каталонии.
В 1878 году архитектор был замечен. Он получает свой первый государственный заказ – фонарь на улице Барселоны. В следующем году проект был завершен. Начинается период, когда дозревает почерк автора. Увлеченный своей родиной, он с головой погружается в архитектуру неоготического стиля, который расцветает и набирает огромную популярность по всей Европе.
В 1882 году Гауди пересекается с Жоаном Марторелом, испанским архитектором, чьи работы уже давно и сильно запали в душу Антонио. Их дружба приводит к тому, что Ж. Марторел рекомендует своего друга на назначение главным архитектором Храма Святого Семейства в Барселоне. Но изначально проект уже был запущен, поэтому зодчему пришлось лишь вносить коррективы в работу его предшественника Франсиско дель Вильяра.

Дом Висенс (1883 – 1885 гг.)

Проект этой постройки был создан еще в 1878 году, уже дипломированным специалистом архитектурного мастерства. Но лишь в 1883 году началась стройка под руководством Гауди. Этот дом продумывался автором, как место для отдыха летом. Заказчиком выступил хозяин фабрики по производству кирпича и плитки Мануэл Висенс, в честь которого и назван дом. Первая крупная самостоятельная работа поглотила архитектора с головой. Антонио Гауди решил использовать для строительства материалы, которые изготавливает владелец здания. Необработанный камень и керамическая плитка стали основой для облицовки прямоугольного строения. Для того, чтобы здание выглядело не только ярко, но и пышно, автор добавил балконы, различные башни и другие объемные детали. Это решение привело к тому, что постройка кардинально выделялась на фоне соседних домов, выполненных в духе Романтизма. Шахматное построение плитки с их оловянной эмалью подчеркивало восточные мотивы, которым А. Гауди уделил особое внимание. Не забыл Гауди и про природу, которая дарила силы автору. С этим связана небольшая история, касающаяся сооружения именно этого «дворца». Когда художник-модернист прибыл на то место, где должен стоять дом, то его взору открылась незабываемая картина – поляна из желтых цветов и пальмовых деревьев. Чтобы отдать дань этой красоте, он увековечил их в своем творении. Желтые цветы изображены на лицевой стороне резиденции, а ветки пальм, по просьбе Антонио, выковали на решетках вокруг сада. Также внутри комнат можно повсюду увидеть ветви деревьев, вьющихся по стенам, картины известных художников, где изображены дары земли.

Антонио_Гауди_Дом Висенс

Каса Висенс

Каса Висенс (Casa Vicens) – это первый шаг для архитектора-новатора. Помимо изобилия различных геометрических форм, текучести линий и плавных переходов от одной детали к другой, обитель фабриканта была продуманна не только снаружи, а еще изнутри. Внутренний интерьер позволял членам семьи заказчика перемещаться не из комнаты в комнату, а из одного стиля в другой. Таким образом, веранда была частичкой Японии, кухня переполнена сельскими мотивами, в то время как курительная комната полностью выполнена в арабской тематике.

На протяжении четырех лет, в промежутке с 1886 года по 1990 год, А. Гауди начал активную разработку и воплощение в жизнь ряда смелых проектов:
– Дворец епископа в Асторге;
– Каса Ботинес в годе Леон;
– Специальная школа при монастыре Св. Терезы в городе Барселона;
– Дворец Гуэля в Барселоне и другие.
Теперь все четче и яснее автор наделяет свои здания неоготическими чертами, вырисовывая свой неподдельный авторский почерк.

Особняк Эль Каприччо (1883 — 1885 гг.)

Параллельно с Домом Висенса, автор плодотворно работает над небольшим особняком для маркиза Максимо Диаса де Кихано. Он расположен в городе Комильяс и представляет собой архитектурную достопримечательность. Внешний облик здания выполнен из плитки вперемешку с разноцветными кирпичами и, вылепленными из глины, объемными подсолнухами. Все спальни и другие жилые комнаты были расположены таким образом, что окна помещений выходили на широкую долину, в конце которой виднелось море. Все служебные помещения расположились на нулевом этаже. Залы, комната для курения, ванные комнаты и галерея заняли весь первый этаж. Особенностью проекта является гостиная с потолком в два уровня. В этот зал можно попасть практически из любой спальни. На третьем этаже были спальни для хозяев и отдельный блок комнат для прислуги, работающей по дому и в саду. Гармоничное соединение трех уровней оказалось более сложной задачей, по сравнению с предыдущей работой. При помощи нескольких винтовых лестниц этот вопрос был решен, а также создался дополнительный уют в центральном зале.

Антонио_Гауди_Особняк Эль Каприччо

Антонио_Гауди_Особняк Эль Каприччо

Антонио_Гауди_Особняк Эль Каприччо

 

Антонио_Гауди_Особняк Эль Каприччо

Летний «Каприз» (от испанского слова «El Capricho»)

Башня – это отличительная черта сооружения, в которой нет никакой практической функции. Хотя вид, открывающийся из верхних окон «минарета», стоит того, чтобы возводить такую пристройку к коттеджу.
С 1985 по 2009 года здесь находился ресторан. Но в наше время – это музей, открытый для туристов.

Эусеби Гуэль – ценитель творчества Антонио Гауди

Этого человека в Испании знали все, ведь граф Эусеби Гуэль-и-Басигалупи был знаменитым политиком и промышленником Каталонии. Его богатства позволяли не скупиться на собственные желания. Но, помимо своих хотений, он помогал и своим друзьям, одним из которых являлся Гауди. Еще в 1878 году, познакомившись с работами модерниста и с ним лично, граф начал спонсировать творчество зодчего. Антонио Гауди выполнял множественные заказы мецената различного уровня сложности — от домашней мебели до коттеджей и парковых зон. А получал взамен щедрое вознаграждение и самое главное для любого творца ¬– полную свободу действий. Их дружба и партнерские отношения продлились до самой смерти Э. Гуэля (35 лет).

Фантастический Парк Гуэль (1900 — 1914 гг.)

Из большого числа выполненных работ для семьи своего товарища Э. Гуэля, можно выделить потрясающий Парк Гуэля. Изначально, территория, где сейчас расположен парк, была приобретена магнатом для продажи отдельными участками. Но далекое расположение не привлекало клиентов и поэтому распродана лишь малая доля земельных участков. Это послужило поводом для создания огромного города-сада, занимающего площадь в 17,18 га.
На одном из входов в парковую зону Гауди создал два сказочных домика. Один из них служил офисом для администрации, другой – хижиной сторожа. На обоих зданиях есть пятилучевые кресты, так как Гуэль и Гауди были людьми верующими. В сердце парка расположена знаменитая «змеиная» скамья, имеющая изогнутую форму и общую длину в несколько сотен метров. Автор добился эффекта человеческого силуэта на определенном участке скамьи, когда смотришь на нее со стороны. Для достижения максимальной правдивости, автор попросил одного из своих рабочих сесть на глину, которая еще не успела затвердеть. После чего архитектор зафиксировал полученный результат.
«Греческий храм» или «Зал ста колонн» – это еще одна достопримечательность парка Гуэля. Внутри когда-то располагался рынок, окруженный колоннами в количестве 86 штук. Из-за отличной акустики, свойственной помещениям античного стиля, сейчас на этом месте часто проводятся концерты и другие торжественные мероприятия.
Все постройки находятся в гармонии с озеленением парка и являются его продолжением. Дома, словно вырастают из земли, и гармонично вливаются в природное окружение, создавая органичный ансамбль.

Антонио_Гауди Парк Гуэль

Антонио_Гауди Парк Гуэль

Антонио_Гауди Парк Гуэль

Антонио_Гауди Парк Гуэль

Антонио_Гауди Парк Гуэль

Антонио_Гауди Парк Гуэль

Антонио_Гауди Парк Гуэль

Искупительный храм Святого Семейства (1882-? гг.)

Проект этой церкви получил еще Франсиск дель Вильяр – главный архитектор Барселоны. В 1883 году он ушел со своего поста, который занял Антонио Гауди. Особенностью заказа был тот факт, что строительство храма должно было осуществляться исключительно за средства пожертвования. Этим обосновывается столь длительное возведение постройки. До 1889 года была завершена крипта – подземное помещение, служащее для погребения и для хранения мощей святых. Изменения, которые внес Гауди, были невелики. Он окружил «нижнюю» церковь рвом, который позволял избежать появления сырости в подвальных помещениях и открывал доступ к солнечному свету, делая комнаты светлее. После получения большого пожертвования, архитектор принял решение кардинально поменять исходный проект и уйти от предложенного Вильяром конечного варианта.
С 1910 года А. Гауди перевел все свои силы и мысли на храм Саграда Фамилиа.

Саграда Фамилиа

Его называют собором, но это не так. Территория, на которой расположен храм, не принадлежит Церкви, а значит, название «собор Святого Семейства» является ошибочным. Само здание способно вместить в себя хор из 1500 человек, не считая детского хора на 700 певчих. Со дня закладки первого кирпича строительство поддерживал Папа Леон XIII, в надежде, что в скором времени церковь превратится в главную католическую церковь Испании.
В ходе строительства план постоянно менялся, потому что зодчий додумывал проект «на ходу», составляя на бумаге лишь общие схемы. Изменялось расположение лестниц, увеличилась высота арок, добавилось количество башен. Гауди принял решение наполнить здание библейской символикой.
Храм состоит из трех фасадов:
– Восточный блок символизирует Рождество Христово;
– западная часть получила название Страсти Христовы;
– восточная сторона, самая большая, должна стать аллегорией Воскресения сына Божьего.
Готический стиль просматривается в богатой скульптуре башен и порталов. Сложные объемные рисунки, показывающие различные события Библии, отвлекают от мыслей о том, что в основе храма заложен привычный для средневекового собора план сооружения.
Вкладывая все свои знания и самого себя, Гауди на протяжении сорока трех лет пытался завершить строительство Саграда Фамилиа. Этого времени хватило лишь для того, чтобы начать и закончить возведение рождественского фасада. Зодчий выбрал именно этот блок, опасаясь, что фасад Страстей, содержащий откровенные и жестокие сцены распятия Христа, мог отпугнуть жителей Барселоны. В свою очередь, это могло негативно сказаться на сумме пожертвований, от которых зависела судьба всего Саграда Фамилиа.
Понимая, что закончить стройку при жизни Антонио Гауди не удастся, он начинает активно создавать другие проекты, которые смогут реализовать его ученики.
7 ноября 2010 года здание было освящено папой Бенедиктом XVI. Сейчас церковь принимает большое количество туристов и верующих. Приблизительной датой окончания стройки называют 2025 год.

Антонио Гауди храм Саграда Фамилиа

Антонио Гауди храм Саграда Фамилиа

Антонио Гауди храм Саграда Фамилиа

Антонио Гауди храм Саграда Фамилиа

Антонио Гауди храм Саграда Фамилиа

Антонио Гауди храм Саграда Фамилиа

Каса Больо (1904-1906 гг.)

Дом Батло символизирует собой библейский сюжет – Святой Георгий убивает змея. Фантазия художника позволила создать действительно шедевральное произведение архитектуры. Достопримечательность Барселоны находится на улице Пассеч-де-Грасиа 43 и сильно выделяется на фоне соседних построек своей сказочностью и объемностью.

Каса-Батло

Если в прежних работах художника преобладают лесные мотивы, то в этом проекте за основу оформления фасада была выбрана морская тематика. Поэтому фактура стены напоминает чешую морского чудища, а первые этажи похожи на кости дракона. Внутренний дворик имеет неравномерное освещение, поэтому Гауди исправил эту проблему путем изменения цвета керамических плиток от белого до синего снизу вверх. Окна, выходящие во двор, тоже подверглись доработке. Самые верхние окошки были меньше всех, а те, что располагались внизу, были увеличены для достаточного поступления солнечного света.
Как и в других проектах, автор лично разработал интерьер внутренних помещений и даже спроектировал мебель, которая в наше время является достоянием музеев Барселоны.

Антонио Гауди Каса Батло

Антонио Гауди Каса Батло

Антонио Гауди Каса Батло

Антонио Гауди Каса Батло

Антонио Гауди Каса Батло

Антонио Гауди Каса Батло

Антонио Гауди Каса Батло

Каса-Мила (1906-1910 гг.)

Дом Мила представляет собой жилую шестиэтажную постройку, расположенную на углу улицы Карре-де-Провенс. В народе это сооружение называют «Ла Педрера» (каменоломня) из-за странности дизайна этого дома.

Дом Мила

Особенностью данного проекта является нововведение в виде внутренних двориков, имеющих неровную форму и служащих естественной вентиляцией квартир. Также эти «патио» служили для увеличения количества попадающего в комнаты света. Они были украшены растительными мотивами, характерными почерку автора.
Еще одной изюминкой дома Мила является наличие перемещаемых перегородок в квартирах. Это позволяло каждому жителю дома регулировать размер помещений на свое усмотрение. Такой результат был достигнут Гауди путем переноса опоры с несущих стен на железобетонный колонны.
Избегая прямых линий, А. Гауди добился того, чтобы структура здания была похожа на изгиб морских волн, а ветвистые дворики олицетворяли пещеру. На крыше дома трубы и вентиляционные системы спрятаны за сказочной лепкой фигур, похожих на великанов. Среди отдельных скульптур можно встретить надписи на латыни – это молитва «Аве Мария», разбросанная по строчке на всем верхнем этаже. В наше время это место пользуется популярностью у туристов, также как и подземный этаж, где расположился музей Антонио Гауди. Здесь собраны чертежи работ архитектора и некоторые мелкие примеры мебели, выполненные знаменитым зодчим.

Антонио Гауди Каса Мила

Антонио Гауди Каса Мила

Антонио Гауди Каса Мила

Антонио Гауди Каса Мила

Антонио Гауди Каса Мила

Антонио Гауди Каса Мила

Внезапная гибель великого зодчего

7 июня 1926 года в Барселоне состоялось открытие первой трамвайной ветви и запущен первый трамвай. Уже через несколько часов произошло ДТП, в результате которого трамвай сбил человека. Это был Гауди. По описанию, сбитый мужчина был больше похож на бездомного – старая одежда, небрежный внешний вид и отсутствие каких-либо документов. Его определили в больницу для бедных, но спасти так и не смогли – гений ушел из жизни, так и не придя в сознание. Похоронен архитектор в крипте церкви Святого Семейства.
Несмотря на то, что при жизни не все разделяли его взглядов на архитектуру, сейчас каталонцы требуют возвести зодчего к лику святых. Благодаря своему единению с природой и вере в Бога, которую Антонио Гауди пронес через всю свою жизнь, автор представленных творений смог поделиться своими мыслями через извилистую архитектуру своих построек.

Антонио Гауди

Партнеры стройки: статья тут директор стройки