Анри ван де Вельде и его 15 творческих правил

В 1863 году в бельгийском городе Антверпен, расположенном на берегах реки Шельда, родился гениальный Анри Клеменс ван де Велде. За свои 94 года он успел побывать художником, мебельщиком, дизайнером, графиком и даже архитектором. Изучая биографию творца, можно отметить, что у мастера прослеживались успехи и в других областях, включая музыку, литературу и педагогику. Самым большим успехом мастера является создание популярного архитектурного стиля «ар-нуво», который в Польше называли «сецессион» – «обособление», в Германии «югендштиль» – «молодой стиль», а в России он больше известен как «флореальный (декоративно-орнаментальный) модерн».

В 1896 году был завершен один из самых значимых проектов Анри ван де Вельде – его личный коттедж «Блуменверф». Внешне в нем заложены характерные черты «нового стиля»: отказ от лишних орнаментов и пышности, акцентуация внимания на деталях, синтезирование прагматики и декоративно-прикладного искусства. В то время здание произвело большой фурор в коммуне Юкль, являющейся частью Брюссельского столичного региона и славящейся своим озеленением. По причине наличие большого количества растительности вокруг дома, здание также прозвали «Цветочным двором». Один из принципов архитектора связан с отказом от копирования идей прежних эпох. Несмотря на это, на пути оптимизации внутреннего пространства помещений автор прибегнул к английскому стилю свободной планировки, что для Бельгии того времени также являлось отличительной архитектурной чертой. Структура комнат выделяется своей прагматичностью – каждое помещение и его расположение отвечало функциональному назначению.

Анри ван де Вельде коттедж «Блуменверф» 1

Анри ван де Вельде коттедж «Блуменверф» 2

Анри ван де Вельде коттедж «Блуменверф» 3

Анри ван де Вельде коттедж «Блуменверф»

Проанализировав идеи и работы Анри ван де Вельде, мы составили список из пятнадцати жизненных правил, которым великий немецко-бельгийский гений следовал на протяжении своего творческого пути. Итак, вашему вниманию 15 пунктов, которые помогут вам лучше понять родоначальника «ар-нуво», человека, который стремился индивидуализировать подход к созданию дизайнерского предмета путем отказа от лишних деталей, не несущих смысла.

Анри ван де Вельде Haus Hohe Pappeln 3

Анри ван де Вельде Haus Hohe Pappeln 4

Анри ван де Вельде Haus Hohe Pappeln 5

Анри ван де Вельде Haus Hohe Pappeln

1. Красота – сила, имеющая превосходство над другими аспектами вне зависимости от рода деятельности.
Каждый предмет деятельности человека будет привлекательным и красивым, когда его структура не будет перенасыщена лишними элементами. При этом красота не должна быть конечной целью художника, так как она преобразуется с помощью продукции, воплощаясь в предметах, и тем самым, делая их привлекаемыми.

Анри ван де Вельде Haus Hohe Pappeln 1

Анри ван де Вельде Haus Hohe Pappeln 2

Анри ван де Вельде Haus Hohe Pappeln

2. Каждый творец – индивидуалист. Если человек, создающий проект, будь то дизайн платья, план здания или предмет мебели, поддается установленным канонам, то он не сможет создать поистине уникальную вещь. Художник не должен подчиняться правилам дисциплины или вида деятельности, идя по протоптанной дорожке. Его удел – создание новых правил, типов и форм, которые представляют собой уникальное творение.

3. Предприятия должны объединять различные виды искусств. Они, по мнению бельгийца, представляют собой уникальное решение по синтезированию различных типов искусств. Промышленность благоприятно воздействуют на процесс развития средств выразительности и материалов «в зависимости от требований современности».

4. Обратная связь промышленности и искусства. В записях, которые сохранились после смерти архитектора, приводился пример с индустриальным строительством. В нем инженер – это художник, работающий с металлом, бетоном, стеклом и материалами. Практически все проекты Анри ван де Вельде, относящиеся к периоду его раннего творчества, являются подтверждением того, что промышленность влияет на искусство и искусство влияет на промышленность.

Анри ван де Вельде Музей Креллер-Мюллер 1

Анри ван де Вельде Музей Креллер-Мюллер 2

Анри ван де Вельде Музей Креллер-Мюллер

5. Художник может и должен изменять традициям, если они не соответствуют времени, в котором тот живет. Анри ван де Вельде знаменит тем, что создал новый стиль в архитектурном искусстве. Это случилось благодаря тому, что сам мастер в конце 19-го – начале 20-го столетий предложил свое видение принципа архитектурного конструирования в противовес прежним традициям. Оно основывалось на отвержении всех принципов, канонов и решений, которые не способствуют развитию декоративного искусства, а наоборот, приводят к его разрушению. Благодаря применению этого принципа при создании предметов и архитектурных сооружений, работы Анри ван де Вельде отличались гармонией с эпохой, новой эстетической ясностью и вечной красотой.

6. Словосочетание «излишняя орнаментальность» является антонимом слова «красота». Излишняя пышность и вычурность, которая лишена смысла, не может одарить объект искусства естественной красотой. В своих проектах Анри ван де Вельде всячески старался избавиться от ничем не обоснованной узорности. В качестве подтверждения того, что данный путь является правильным, автор упоминал английскую мебель, которую породил Уильям Моррис – поэт, художник и владелец мануфактуры по производству предметов декоративно-прикладного искусства. Предметы мебели, которые были лишены бесполезной орнаментальности, пользовались все большей популярностью, так как они отличались своим удобством и естественностью. Если раньше вещи и книги хранили в шкафах «похожих на храмы уменьшенных размеров», то сегодня [начало XX столетия – прим. авт.] они начали обретать естественные формы.

Анри ван де Вельде Кабинет в Мюнхене

Рабочий кабинет в Мюнхене

Анри ван де Вельде рабочий кабинет

7. Владельцы предприятий – враги моды. Ван де Вельде считал, что именно владельцы промышленных предприятий, которые стремились наладить серийный выпуск однотипной продукции, негативно влияли на формирование моды. Они брали уникальные предметы и, создавая их множественные копии, уничтожали их незаурядность и исключительную красоту.

8. Преклонение пред природой многовековая традиция, имеющая право на существование. Среди множества устоев той эпохи, Анри отличал, что использование природных форм в архитектуре, дизайне и промышленности – это традиция, которая берет свое начало в древности и имеет право на развитие в любые времена.

9. Красота осознается со временем. Творения современных инженеров прелестны тем, что для принятия созданной ими красоты необходимо время. Например, готические соборы, которые сейчас восхищают практически всех ценителей архитектуры, в свое время воспринимались нечто враждебно. Они шли вразрез с традициями той эпохи.

Анри ван де Вельде Офис компании «Гаванский Табак» в Берлине

Офис компании «Гаванский Табак» в Берлине

10. Дизайн комнат должен быть сбалансированным. Важное место в работах Анри ван де Вельде и его философии творчества занимает обстановка внутри помещений. Все предметы должны находиться в гармоничном единстве, дополняя друг друга. В этом случае человек бессознательно черпает силы для новых свершений. В интерьере, где бытовые предметы и дизайн вступают в конфликт, человек расходует их.

11. Архитектор – это уникальная творческая профессия. Ван де Вельде считал, что если бы каждый человек осознал пластические возможности архитекторов, то они начали бы чтить инженеров, как чтят поэтов и художников. Архитектор – это одновременно инженер и художник – именно в этом заключается уникальность профессии.

12. Инженеры – первооткрыватели «нового стиля». Анри говорил о том, что именно точный инженерный расчет позволил переосмыслить понятие «архитектуры». Принцип логики – это тот аспект, благодаря которому архитектура смогла сочетать в себе художественные и утилитарные функции.

Анри ван де Вельде House Schulenburg 1

Анри ван де Вельде House Schulenburg 2

Анри ван де Вельде House Schulenburg 3

House Schulenburg

13. Разум и логика – два слона, на которых держатся многие стили прошедших эпох. Проекты Анри ван де Вельде, в большей степени, строились на основе логических умозаключений. Необходимость каждой детали интерьера анализировалось с практической и художественной точки зрения. Мастер отмечал, что именно логика и ум – это две основы, на которые опирались старые стили. «Быть разумным и выражать это художественными средствами» – это выражение является сквозным действием художника на пути к достижению сверхзадачи. Не просто поиск новой формы, а поиск стержня, на который может опереться новый стиль.

14. Понятие морали. В понятии Анри моральное – это всё то, что является природным и естественным, а природное – это то, что помогает человеку на пути к здоровью, силе и счастью. Всё, что идет в противовес этому стремлению является не естественным, а значит, аморальным.

15. Орнамент и красота в искусстве. Зодчий был уверен, что когда люди откроют для себя красоту дерева, как материала, то они перестанут нагромождать ровные поверхности декоративными украшениями. Эта мысль архитектора начала XX века найдет свое применение уже через 20-30 лет, когда она ляжет в основу популярного стиля под названием «минимализм». «Орнаментика должна руководствоваться теми же законами, которым в своей работе подчиняется инженер» – автор стремился избежать подражательства символике предшествующих поколений, так как ее значение полностью утрачено много лет назад.

Анри ван де Вельде Мебель ар-нуво

Мебель в стиле ар-нуво

Анализируя взгляды Анри ван де Вельде на искусство, можно утверждать, что его идеи легли в основу ар-нуво и образовали мощный фундамент для создания других стилей. Мастер выступал против алчных промышленников, которые видели в создании предметов обихода лишь корысть и способ заработка. В то же время он вставал на защиту фирм и заводов, утверждая, что техника равнодушно относится, как к созданию прекрасного, так и к созданию безобразного – намного важнее, кто ею управляет. В работах Анри ван де Вельде доминантным признаком являлись линии, вернее их действие и противодействие. Но самая главная мысль автора, которая используется многими современными промышленными дизайнерами, инженерами, архитекторами, заключается в том, что любой продукт должен быть полезен не одному человеку, а всему обществу.

Анри ван де Вельде

Мы в соцсетях:
Facebook
Facebook
INSTAGRAM
Twitter